Основные направления научной работы кафедры «Иностранные языки»:
1. НИР по проблемам обучения иностранному языку в неязыковом вузе;
2. НИР по филологическому направлению.
В рамках первого направления преподаватели кафедры исследуют инновационные технологии обучения иностранному языку в неязыковом вузе; формируют коммуникативные компетенции обучающихся в профессиональном общении.
Перспективными областями исследований в этом направлении являются:
1) технологии активного обучения;
2) технологии проблемного обучения;
3) проектная методика;
4) диагностика качества результатов обучения;
5) выбор технологий обучения.
Второе направление научной работы преподавателей – исследования по зарубежной филологии (английский и немецкий языки) и переводоведению.
Результаты исследований по данным направлениям отражены в научных статьях и монографиях. Так, за последние 5 лет преподавателями кафедры опубликовано 20 статей ВАК и 6 монографий.
Приведем некоторую тематику опубликованных материалов.
Монографии:
1. Козлова, Л.Н. Стилизация разговорной речи в русском и переводном немецкоязычном художественном тексте: монография / Л.Н. Козлова. – Брянск: БГТУ, 2015.
2. Воронцова, Ю.А. Гуманитарная подготовка менеджеров промышленного производства во втузе: монография / Ю.А. Воронцова. – Саарбрюкен, Германия: LAP LAMBERT Academiс Publishing. – 2017.
3. Воронцова, Ю.А. Средства экспрессивности в романе Ф.С. Фицджеральда «Великий Гетсби»: монография / Ю.А. Воронцова. – Саарбрюкен, Германия: LAP LAMBERT Academiс Publishing. – 2017.
4. Демидова, М.М. Семантика концепта «Праведник» в русском и англоязычном художественном тексте: монография / М.М. Демидова. – Брянск: БГТУ, 2017.
5. Царева, Г.В. Перевод новообразований Э. Берджесса в романе «Заводной апельсин»: монография / Г.В. Царева. – Саарбрюкен, Германия: LAP LAMBERT Academiс Publishing. – 2018.
6. Воронцова, Ю.А. Особенности перевода художественных фильмов жанра фэнтези (на примере фильмов о Гарри Поттере): монография / Ю.А. Воронцова. – Саарбрюкен, Германия: LAP LAMBERT Academiс Publishing. – 2018.
Статьи:
1. Ревеко Л.С. Синонимические отношения в сфере специальной лексики (на материале немецких терминов по металлообработке) / Л.С. Ревеко // Вестник Брянского государственного университета. №2 (28) (2016): исторические науки и археология /литературоведение/ языкознание/ педагогические науки. – Брянск: РИО БГУ, 2016. – С. 198-201.
2. Козлова, Л.Н., Демидова, М.М. Особенности перевода на английский язык средств разговорности личностно-бытового письма в романе Л. Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик» / Л.Н. Козлова, М.М. Демидова // Вестник Брянского государственного университета. №2 (28) (2016): исторические науки и археология /литературоведение/ языкознание/ педагогические науки. – Брянск: РИО БГУ, 2016. – С. 184-187.
3. Воронцова, Ю.А. Лингвистические категории русского и английского языков / Ю.А. Воронцова // Ученые записки Орловского государственного университета: научный журнал – Орел: ОГУ, 2017. – №3(76). – С. 88-91.
4. Воронцова, Ю.А. Перевод эмоционально-окрашенной лексики в описании персонажей романа Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» / Ю.А. Воронцова // Ученые записки Орловского государственного университета: научный журнал – Орел: ОГУ, 2018. – №1(78). – С. 96-101.
5. Воронцова, Ю.А. Стилистическое выражение сравнения в романе Сесилии Ахерн «Там, где ты» / Ю.А. Воронцова // Ученые записки Орловского государственного университета. – Орел: ОГУ. – 2018. – Вып. 4 (81). – С. 99-103.
6. Демидова, М.М. Особенности перевода герундия в художественном тексте (на материале романа Jane Austen "Sense and Sensibility" и его русскоязычной версии) / М.М. Демидова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – Томск: ТГПУ, 2018. – Вып. 8 (197). – С. 39-44.
7. Чмыхова, Г.П. «Жертва» как культурный и языковой концепт / Г.П. Чмыхова // Ученые записки Орловского государственного университета. – Орел: ОГУ, 2018. – Вып. 4 (81). – С. 221-223.
Сотрудники кафедры содействуют в развитии научной деятельности ППС посредством перевода научных статей для публикации в зарубежных изданиях (SCOPUS, Web of Science).
Научные конкурсы
Сотрудники кафедры регулярно принимают участие в различных научных конкурсах:
1) научных статей:
Воронцова Ю.А. Победитель (3 место) Международного конкурса «Лучшая научная статья». г. Теплице, Чехия 2017.
Воронцова Ю.А. Победитель (2 место) XV Международного интерактивного конкурса научных статей «Интеллектуальный потенциал и инновационное развитие науки» в номинации «Лучшее гуманитарное исследование» 2018 г.
Воронцова Ю.А. Победитель (2 место) XXI Международного интерактивного конкурса научных статей «Интеллектуальный потенциал и инновационное развитие науки» в номинации «Лучшее гуманитарное исследование» 2018 г.
Воронцова Ю.А. Победитель (2 место) XXII Международного интерактивного конкурса научных статей «Интеллектуальный потенциал и инновационное развитие науки» в номинации «Лучшее гуманитарное исследование» 2019 г.
Воронцова Ю.А. Победитель (2 место) XXXIII Международного интерактивного конкурса научных статей «Интеллектуальный потенциал и инновационное развитие науки» в номинации «Лучшее гуманитарное исследование» / Статья «Особенности перевода эмотивных групп в романе Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби»» 2019 г.
2) научно-методических и учебных разработок:
Акулова Е.А. Победитель (1 место) Всероссийского педагогического конкурса в номинации «Методическая разработка». Учебное пособие для студентов магистратуры, обучающихся по специальности "Экономика" и «Менеджмент». 2016 г.
Акулова Е.А. Победитель (2 место) III Международного конкурса научно-исследовательских работ «Перспективы науки - 2016».
Воронцова Ю.А. Победитель (2 место) XI Международного конкурса научно-методических и учебных разработок «Компетентностная модель современного обучения» в номинации «Лучшее авторское учебное пособие» 2017 г.
Воронцова Ю.А. Победитель (1 место) XV Международного конкурса научно-методических и учебных разработок «Компетентностная модель современного обучения» в номинации «Лучшее авторское учебное пособие2 2018 г.
Воронцова Ю.А. Победитель (2 место) XXIII Международного интерактивного конкурса научно-методических и учебных разработок «Компетентностная модель современного обучения» в номинации «Лучшее учебное пособие» 2019 г.
Награды
За последние 5 лет сотрудники кафедры за достижения в области науки и вклад в развитие высшего образования были отмечены следующими наградами:
Царева Г.В. Благодарственное письмо Брянской областной Думы (2015 г.)
Воронцова Ю.А. Благодарность губернатора Брянской области (2015 г.)
Ситянина Н.В. Почетная грамота Бежицкой районной администрации г. Брянска (2015 г.)
Пугачева Л.М. Благодарственное письмо губернатора Брянской области (2017 г.)
Пугачева Л.М. Почетная грамота Брянской областной Думы (2018 г.)
Олимпиады
Ежегодно на базе кафедры «Иностранные языки» проводится олимпиада на лучший перевод по английскому и немецкому языкам среди студентов очной формы обучения. В 2019 г. олимпиада получила статус региональной. В ней принимают участие студенты из вузов России и ближнего зарубежья. По результатам олимпиад неоднократно объявлялись благодарности победившим участникам и преподавателям кафедры за отличную организацию и подготовку студентов к олимпиаде.
Конференции
Ежегодно до 2017 г. на базе кафедры проводилась студенческая научная конференция, в которой принимали участие студенты с докладами на страноведческую тематику без издания сборника докладов.
С 2014 г. на кафедре «Иностранные языки» проводится заочная конференция профессорско-преподавательского состава с изданием сборника трудов.
В 2019 г. конференция приобрела статус международной, научно-практической; расширилась тематика: направление лингвистики дополнилось направлением педагогики; качественно изменился состав участников: ППС, студенты, магистранты, аспиранты филологических и переводческих факультетов, а также будущие педагоги.
Ежегодно сотрудники кафедры «Иностранные языки» проводят методические семинары на актуальные темы обучения иностранному языку в неязыковом вузе.